Депутаты обратили внимание на то, что меры в части ареста недвижимости зачастую слишком сурово применяются столичными судами, которые, служа закону, но не вникая в конкретику и обстоятельства дела, нередко могут лишить граждан квартиры за, казалось бы, незначительный финансовый долг. Так, известны случаи, когда приставы отбирали жилье в тех случаях, когда должник не заплатил назначенные судом пару десятков тысяч рублей.
Первым проблему поднял Сергей Миронов, фракция которого внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о запрете ареста судебными приставами автомобилей и недвижимости, если сумма задолженности не превышает 100 000 рублей. Об этом сообщили в пресс-службе партии. Позднее на эту тему высказались другие депутаты и эксперты, которые предлагают увеличит порог ограничения суммой в полмиллиона рублей.
«В настоящий момент в нашей стране ситуация очень странная. С одной стороны говорится, что средняя сумма взятого кредита по всей стране составляет 300 000 рублей, то есть эта сумма не кажется слишком большой и критичной, человек может ее заработать, чтобы вернуть банку. С другой мы говорим, что если ты задолжал 20 тысяч рублей, будь добр лишиться квартиры, – рассуждает банковский аналитик Михаил Яковлев. – То есть, сегодняшние законы даже не дают человеку шанс вернуть долг в пару десятков тысяч рублей, сразу принимаются жесткие карательные меры, что несправедливо… В то же время нельзя не вспомнить, что у нас за пост в социальных сетях сейчас можно получить штраф в миллион рублей и больше… И при этом здесь мы вдруг «мелочимся», говорим: задолжал копеечку – отправляйся на улицу. Где логика? Где справедливость?»
Помимо прочего, депутаты планируют внести изменения в закон «Об исполнительном производстве», дополнив новыми пунктами статью о мерах принудительного исполнения. Предлагается прописать в законе, что меры принудительного исполнения, применяемые судебным приставом, должны быть достаточными и соразмерными. А еще – законопроектом предлагается обязать приставов отменять меры принудительного исполнения в течение двух дней с момента погашения долга, поскольку сейчас гражданам и организациям приходится затрачивать много времени и нести дополнительные издержки для снятия наложенных приставом мер, что является «неоправданными проволочки со стороны приставов-исполнителей».