Некоторое время назад в СМИ появилась информация о том, что от разрушительных землетрясений в Турции пострадал дом Никаса Сафронова. ДОМ.NEWS выяснил всю правду «из первых рук», а заодно узнал, в каких еще странах есть недвижимость у известного российского художника, и почему он категорически против покупки квартир в ОАЭ.
– Никас, известно, что у вас какое-то невероятное количество недвижимости в Турции. Пострадали ли вы лично от прошлогодних землетрясений?
Н. С.: Да, в Турции у меня, конечно, есть недвижимость. Не так много, как приписывает пресса… Раньше было больше, сейчас – меньше. Она находится в пригороде Аланьи, на побережье Средиземного моря. Там есть район, где очень много недвижимости в собственности у россиян. Построены целые кварталы многоэтажек, квартиры в которых скупили наши соотечественники, своеобразные «русские городки». Причем скупали там квартиры активно последние лет десять. Кто-то чтобы приезжать на летний отдых, чтобы иметь свою резиденцию и не быть привязанным к отелю, кто-то для того, чтобы сдавать другим и на этом зарабатывать, кто-то с целью последующей перепродажи, то есть для инвестиций.
Так получилось, что я имел некоторое отношение к рекламе застройщика, за что мне подарили квартиру. Квартиру весьма хорошую, достойную, а потом я решил купить еще 7 точно таких же квартир для своих детей. Но… Это оказалось не совсем верным действием. Со временем я понял, что политическая ситуация очень переменчива, да и детям не очень удобно быть привязанными к одному месту, все они – ребята молодые, все хотят двигаться, постоянно куда-то переезжать, и своя квартира в Турции – это для них обуза. Такие «квадратные метры» скорее для родителей, для взрослого поколения… Так что со временем все эти квартиры пришлось продать. Причем продал гораздо дешевле, чем покупал, практически в три-четыре раза. Это было как раз до пандемии, и тогда недвижимость очень плохо продавалась. Сейчас эти квартиры, конечно, стоили бы дороже в несколько раз. Но… Вот так вышло.
А для себя я неподалеку, на том же побережье, приобрел земельный участок, на котором решил построить дом. Проект очень сложный, потому что очень необычный, я бы даже сказал, невероятный. Мне повезло купить землю в уникальнейшем месте, практически в природном заповеднике. Участок можно сравнить со знаменитым Ласточкиным гнездом в Крыму: над морем парит скала, а на краю вершины, прямо над водой, заложен дом. С высоты 13 этажа над уровнем моря открываются потрясающие виды, которые недоступны обычным туристам в Турции. Справа и слева – две лестницы прямо в скале, которые ведут на два закрытых частных пляжа. Это для страны тоже уникально, потому что в Турции нет частных пляжей. Но поскольку местность со всех сторон окружена скалами, то только в этом месте есть персональный песчаный пляж. И нет соседей рядом, нет совсем – место находится в удобной отдаленности от интенсивного ритма городской жизни…
– Так в таком месте можно с ума сойти от одиночества!
Н. С.: А я, собственно говоря, и не планировал оставаться в одиночестве. По задумке это – загородная резиденция, куда я могу пригласить своих друзей, у которых нет дачи, или у которых просто нет времени из-за съемок, выступлений, интервью, встреч, чтобы вырваться на природу, отложить на какое-то время все дела и просто отдохнуть, расслабиться в умиротворяющей обстановке… Всего пара часов на самолете из Москвы, и тут, в Турции, пятнадцать минут на машине из аэропорта, и ты попадаешь в сказку… Я уже мечтал, как вывезу сюда своего близкого друга Николая Дроздова, ну или Федора Добронравова с семьей, Геннадия Хазанова… Да много еще кого: думаю, они бы не отказались. Но… Реализация проекта затянулась. А в свете последних событий и вовсе стало неясно, когда строительство будет закончено.
– Землетрясение?
Н. С.: Да. К слову, землетрясения в Турции – явление довольно частое, и именно поэтому предупреждения о них не вызывают какой-то паники, а когда практически нет разрушений, они не попадают даже в ленты новостей. Тем не менее, подземные толчки случаются регулярно. А примерно лет 5-7 назад было землетрясение довольно сильной мощности, которое произошло неподалеку от Антальи, и в котором пострадал мой дом. Точнее – лестница в скале, ведущая на пляж. Она разрушилась, осыпались несколько пролетов, в результате чего остался только один спуск к морю. Сам дом тогда устоял. И в этот раз, в этом году, – тоже. Кстати, все страховые компании в Турции знают, что большинство городов находятся в сейсмоактивной зоне, а потому отказываются страховать недвижимость от рисков землетрясения. Любые другие страховки – пожалуйста, а этой нет. Землетрясения причисляются к форс-мажору, к природным явлениям и стихиям. Так что если дом будет разрушен, страховых возмещений мне лично будет требовать не с кого.
Землетрясение 2023 года прошло с огромным ущербом для страны. Какие будут последствия, как оно повлияет на Турцию? Непонятно. Надо понимать, что сейчас в Турции в целом не самая лучшая экономическая ситуация, инфляция, и с учетом такой колоссальнейшей трагедии, думается, качество жизни ухудшится. Естественно, все отразится и на ценах на строительство. Понятно, что подорожают и стройматериалы, которых из-за резкого скачка спроса просто нет, и услуги строителей, которые все задействованы на восстановлении разрушенных городов. Из-за всего этого завершение строительства дома не только отложится на несколько месяцев или даже лет, я думаю, цены в ближайшее время взлетят неимоверно и я даже не готов прогнозировать, во сколько мне все обойдется.
– Получается, сейчас от стихии вы пострадали только финансово и морально?
Н. С.: Фактически да. Морально – особенно. И страх того, что все не закончилось, присутствует постоянно. Сдвиг земной коры – не разовое явление. Идет тектонический сдвиг, а это длительный процесс, как бурение. В течение нескольких недель или даже месяцев могут произойти повторные подземные точки, и эпицентр может быть уже в Анталье, и в Аланье. Это все очень страшно.
– Вернемся к проданным семи квартирам. Вычитал в интернете, что вас с ними как-то обманули. Как так?
Н. С.: Так получилось… Когда мне строительная компания подарила квартиру, я решил купить еще, и поинтересовался стоимостью. А представители застройщика оказались довольно хитрыми (на тот момент я еще не понимал, в чем именно подвох) – назвали цену. Она меня устроила. Это потом я узнал, что хитрость заключалась в том, что строители решили «отбить» затраты на подаренное жилье и нарочно назвали мне цену почти в два раза превышающую рыночную! Но они-то думали, что я буду брать одну квартиру и хотели таким образом компенсировать затраты на подаренную! А я взял семь. По рыночной цене! Ну не додумался походить по риелторам и уточнить цены. Фактически получается, что я за 7 квартир заплатить цену 14. Да, вот так бывает… И именно поэтому когда я продал недвижимость, потери были просто неисчисляемые…
– А с домом и землей никаких инцидентов не было? Там вас никто не обманул?
Н. С.: Был один эпизод, когда меня обокрали. Когда часть дома была отстроена, мы пригласили фирму, которая занимается установкой охранных сигнализаций, которая, в случае проникновения грабителей, передает сигнал в местную полицию, а также отправляет уведомление хозяину дома о том, что на его территории оказались незваные гости. Никаких уведомлений мне не было, все было спокойно несколько месяцев, до тех пор, пока я не приехал в Турцию. Во время своего очередного визита я обнаружил, что из дома украли… вы не поверите… охранную сигнализацию! То есть, забрались грабители, поняли, что ничего ценного в строящемся доме нет, и унесли самое ценное, что было – сигнализацию! Вот такой курьез…
– Слышал, что у вас, помимо Турции, есть недвижимость и в других странах…
Н. С.: Есть, но она не стоит внимания, да и недвижимостью ее назвать нельзя. Нет уютного гнездышка в том понимании, как мы его себе представляем. Жить негде. Ну, например, в Шотландии мне принадлежат остатки замка. В свое время вложился в качестве инвестиций, но заниматься проектом было просто некогда. В итоге стены замка частично разрушились, осыпались… Все, что было более-менее ценное внутри, связанное с убранством, перекочевало в мою московскую квартиру (в Брюсовом переулке, 1500 квадратных метров с видом на Кремль – к слову), а остальное – груда старья. Одна догнивает, и за нее приходится платить все налоги. И сейчас планов по восстановлению или новому строительству там у меня нет, особенно с учетом ситуации в мире.
Я в свое время много покупал недвижимости за границей, пока не понял, что если ты приобретаешь что-то в другой стране, тебе там нужно жить. Ухаживать за домом, поддерживать его. А если ты живешь в России и не собираешься переезжать за границу, если у тебя нет источника заработка за рубежом, смысла инвестировать в дома и квартиры на чужбине нет. Кстати, многие в этом убедились. Не буду называть имен, но в виллах многих известных россиян, которые они забросили по разным причинам, сейчас либо живут бездомные, либо захватчики, которые, дабы оправдать свои меркантильные наклонности, говорят, что выступают за распределение богатств среди народа, а потому конфискуют дома у состоятельных граждан…
– Сейчас почти все звезды (и не только) скупают недвижимость в Арабских Эмиратах. У вас еще нет квартиры в Дубае?
Н. С.: Дубай – это глупость, лохотрон в плане покупки недвижимости. Не покупайте там недвижимость! Это мыльный пузырь, как криптовалюта раньше. Классический обман, прямо как из учебников по экономике. Пузырь, который накачивают и пытаются вложить в это очень много смыслов, свобод, ценностей… На самом деле цена завышена в разы, а перспектив – ноль.
Просто подумайте сами. Пустыня! В ней – рукотворный оазис с цветущими садами, фонтанами. На поддержание всего этого требуются нечеловеческие усилия. Потому что пустыня по всему миру наступает! Сегодня пустыня сжирает леса, водоемы… Даже в России есть места, где еще недавно были моря, рыбзаводы, а сейчас все заброшено, территории погружены под песком. Поэтому песок наступает на города, очищение от него стоит огромных ресурсов, и эти ресурсы надо откуда-то получать. Нефть не безграничная, и уже закончилась в некоторых эмиратах.
Дело все в том, что люди, заработавшие деньги легко, мечтали всю жизнь о красивой жизни, и они легко с деньгами расстаются. И это их право (как говорится, дай бог им здоровья, чтобы у них деньги были всегда). Но мне кажется, что вкладывать гораздо легче и перспективнее в благодатную нашу почву, в страну, которая занимает одну шестую часть суши.
Все хотят жить в комфортабельной инфраструктуре, где теплая погода, вкусная еда, вот и идут за сказкой, которую им продали, за образом, который создан маркетологами. А знаете, в чем наша проблема, нашей страны? Мы умеем создавать хорошие вещи, но не умеем их продавать, не умеем создавать грезы! Вот и идут люди покупать недвижимость там, где, как им кажется, они почувствуют себя словно в сказке.
Как только у нас стала появляться сказочная Москва – новые красивые ЖК по дизайнерским проектам, со своей особой концепцией, люди стали активно покупать такую недвижимость, и столица стала разрастаться. За последние годы появились десятки новых современных районов, причем многие в тех местах, где раньше был пустырь. И дома – красивые, удобные. Большие кварталы, с парками, с набережными, с отсутствием запаркованных машин, с прекрасной инфраструктурой – магазинчиками и детсадами в шаговой доступности, уютными ресторанами авторской кухни… Это нужно продолжать и развивать, ни в коем случае не сворачиваться до типовых и дешевых проектов, и тогда люди, которые сейчас скупают квартиры в Дубае, переключатся на Москву.
Любой человек думающий понимает, что будущего у Дубая нет. И как только люди перестанут постоянно вливать, тратить на него деньги, они лишатся недвижимости в ОАЭ. Причем ее никто не будет отнимать. Ее заберет природа. Ее просто заберет и погребет пустыня. И не надо говорить, что так не будет… Будет. Пустыня съест ваши дома в ОАЭ. Не зря говорят, что с точки зрения климата это самое неблагоприятное место на планете.
– Если вы решите инвестировать средства в недвижимость, что выберете? Новостройки Москвы?
Н. С.: – Да. Или Краснодарский край. Сейчас Сочи стал очень перспективным. Он всегда был интересен, но к Олимпиаде цены взвинтили в несколько раз. А сейчас они опускаются до разумных пределов, и в регионе появилось очень много интересных предложений.
Автор: Денис Лобков